Как быть услышанной Почему дети не реагируют на просьбы?

 

Довольно распространенная ситуация: мы, взрослые, даем какие-то указания детям, а они и в ус не дуют. «Словно глухой! Сто раз сказать надо!» — сердимся мы.

Недавно мне довелось побывать в гостях у подруги. Хотелось поболтать, но сосредоточиться на беседе не удавалось: подруга параллельно постоянно давала указания свой девятилетней дочери. Не получая в ответ никакой реакции, она начала жаловаться на то, что «Аня совсем не слушается», «меня ни во что не ставит», «вообще не слышит» и т.д. А как могло быть иначе? Ведь с такой скоростью, с какой отдавались указания, справится, пожалуй, редкий ребенок...

3 главных правила

  1. Никогда не ставьте под угрозу свой авторитет, а именно: фразу «Ты совсем меня не слушаешься» лучше забыть.
  2. Вы должны всегда «держать лицо», не впадая в истерику. Но в то же время это вовсе не значит, что надо разговаривать жестко и бескомпромиссно.
  3. 'Не спешите строго судить ребенка, и не получая никакой реакции от него на свои просьбы. Вполне вероятно, что ваше чадо просто устало и не желает слышать о том, что не может выполнить. Или же он сосредоточен на своих мыслях и переживаниях. Неужели и с вами не бывает такого, что иногда вы пропускаете мимо ушей чьи-либо вопросы?

Соответствует ли ваше требование возрасту и возможностям ребенка? Об этом надо подумать до того, как вы озадачите сына или дочь чем-либо. Недоумение вызывают мамы, которые начинают указывать своим малолетним детям: «Ваня, не вертись! Сиди спокойно! Не бегай!» Вы представляете, что такое для 3-летнего ребенка — сидеть спокойно? Это скорее патология, чем норма...

Научите слышать вас

Ситуация на детской площадке: одна из мам, стоя на другом конце площадки, громко кричит: «Маша, не хватай песок руками!» Девочка бросает песок, а через минуту снова запускает в него свои ручки. Непослушный ребенок? Давайте проследим ход мыслей девочки.

Во-первых, если ты на детской площадке, то как же не брать песок руками? Для чего мы тогда вообще сюда пришли?

А во-вторых: мама что-то крикнула откуда-то, не бежит ко мне, опасности нет. Что она там крикнула? Песок не брать? Я уже бросила. А вот из этого я построю замок! Мне нужно песка побольше... Мама опять что-то там кричит? Неважно! Я строю замок!

Перед тем как требовать от ребенка послушания, научите его слышать вас. И первое, что необходимо сделать, -установить зрительный контакт.

  • Зрительный контакт.

Поймайте взгляд ребенка. Настройтесь на передачу «сообщения». В качестве вступительной фразы можно использовать «Послушай, я хочу тебе кое-что сказать». Называйте ребенка по имени, когда поручаете ему какое-то дело.

  • Краткость — залог успеха.

Ваше требование должно быть предельно понятным и кратким, не отягощенным сложными словами и предложениями. Если вы кинетесь в непонятные пространные рассуждения — ребенок перестанет вас воспринимать и слышать. Вспомните мудрую поговорку: «Собака лает — ветер носит...»

  • Свобода выбора.

Если ситуация позволяет, предложите ребенку самому определить, когда он сделает то или иное дело. Например, сказать ему, что в ближайшие часы надо убрать на столе и разобрать игрушки. Можно спросить, хочет ли он справиться с делами до обеда или после. Ребенок, которому дают право решать, становится со временем более ответственным.

  • Предоставляйте и так называемую условную свободу выбора.

Например, вам надо, чтобы ребенок оделся потеплее. Вместо приказа «Оденься теплее!» лучше сказать: «Одевайся. Ты наденешь брюки или джинсы?» Дайте ребенку почувствовать, что это его решение, а не ваше. Этот прием работает и с маленькими детьми, особенно когда наступает период «Я сам!»

  • Мотивация.

Делайте предложения, от которых ребенку будет сложно отказаться. Например: «Одевайся, пойдем гулять, покатаемся с горки, посмотрим собачек» и т.д.

  • Обойдемся без «не».

Психологам давно известно, что частицу «не» с глаголами лучше не использовать, если вам надо кого-нибудь убедить: человеческий мозг откидывает ее. Просите утвердительно: вместо «Саша, не бегай!» лучше сказать: «Сашенька, постой спокойно».

  • Нельзя, потому что...

Когда что-то запрещаете, объясняйте причины вашего запрета. «Эта горка очень опасная. Не хочу, чтобы ты сильно ударился».

Если ребенок вас все-таки не слышит, повторите свою просьбу еще раз, но медленнее и четче.

Количество запретов не должно зашкаливать: больше 5-7 штук в день — это уже «перегруз».

 

Понравилась статья? Делитесь с друзьями в соцсетях