Сколько можно копаться?!

 

О гиперактивных детях пишут и говорят много. И совершенно незаслуженно обходят вниманием «маленьких копуш», или медлительных детей, как называют их психологи.

А ведь живется им несладко...

Неторопливость нынче не в моде. Темпы жизни сумасшедшие, все надо успеть. И, пожалуй, никому так не достается от окружающих, как медлительным детям. «Хватит копаться!», «Шевелись же ты, наконец!», «Быстрее!», «Что ты возишься, как черепаха?!» — постоянно слышат они от родителей, учителей и друзей.

Они разные...

Алена (10 лет) никогда не была «шустриком», но мучения начались, когда девочка пошла в школу. Сначала буквы не могла выучить, делали с мамой уроки по 3-4 часа. Все тетради исписаны красными чернилами: «Где вторая половина задания?», «И это все?!», «Небрежно!», «Не стараешься!» и т.п. бедной Аленке в полугодии грозит двойка по скорости чтения. Мама жалуется на дочкино упрямство и капризы. Как заставить ее? А у самой Алены часто плохое настроение, болит голова, и все чаще она жалуется на усталость. При этом результаты тестирования показали, что девочка интеллектуально развита, у нее есть запас знаний и навыков, соответствующих возрасту, хорошо развита речь.

С Алешей (9 лет) происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша молчит. В конце концов ему ставят двойку. Урок идет своим чередом, и вдруг в голове мальчика четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку: «Я вспомнил!» А учительница отмахивается: «Поздно уже!» И все это происходит с ребенком, у которого широкий кругозор, хорошая речь.

Катя (10 лет) делает все медленно. Берется за одно, переключается на другое, потом на третье... В результате -уроки делаются по 4-5 часов, чтобы куда-то собраться: ей надо не меньше часа, убирать в комнате может по полдня. Что это: несобранность, лень?

Ирина Веселова, школьный психолог: «Взрослые часто не понимают состояния медлительного ребенка, продолжают ставить двойки, упрекать в лени. Постепенно у ребенка растет утомляемость, появляются головные боли, возникают новые проблемы. Заканчивается все, как правило, резким ухудшением здоровья и требуется уже лечение».

... но у них много общего

  • Тезис «умеет (знает) — сделает быстро» неуместен. Медлительные дети могут все знать, но не успевать выполнять, в нужный момент не вспомнить, быстро не отреагировать.
  • Постоянные требования увеличить темп деятельности снижают качество их работы.
  • Они долго собираются что-либо начать делать. И подгонять бессмысленно. От этого время только увеличится.
  • Слабая сопротивляемость утомлению не дает им возможность работать длительное время, хотя в подходящем темпе качество работы может быть очень высоким.

Чем помочь?

Обгоняем школу.

В выходные, на каникулах делаем вперед ряд заданий, просматриваем темы. Главное — не подгонять.

Включаем таймер.

Медлительный ребенок может забыть о времени. Поставьте часы с таймером рядом с ребенком так, чтобы он мог видеть их, и оговорите, сколько времени отведено на уроки. Получаться будет не сразу! В первое время можно включать таймер снова, чтобы ребенок увидел, сколько минут ему не хватило, а потом проанализируйте — почему так произошло.

Мотивация.

Поговорите с ребенком, каким он видит себя в будущем, как он планирует зарабатывать и т.п. Как можно чаще говорите: от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Развиваем произвольное внимание.

Дети часто не могут сосредоточиться. Происходит это из-за того, что у многих детей недостаточно развито произвольное внимание. Развить произвольное внимание можно, например, так. Попросите ребенка нарисовать в ряд десять треугольников. Потом скажите: «Будь внимательным: читаю задание один раз. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить: «Делай, как понял». Задания можно усложнять, но постепенно.

Без тревог.

Все делают медленно тревожные дети. Постарайтесь найти и устранить источник тревоги, а потом уже принимать решение.

Решаем проблемы.

Если у ребенка другая проблема, он будет думать о ней и станет медлительным. И пусть для вас его проблема — ерунда. Попытайтесь помочь решить ее, не отмахивайтесь и не укоряйте: «Об уроках надо думать, а не о...».

Совет

Медлительность — врожденное свойство. Не ждите, что, делая замечания, вы превратите своего копушу в активного ребенка. Таким детям можно лишь немного помогать  исправляться с требованиями окружения. С возрастом темп любой деятельности увеличивается. Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов он всегда будет ниже, чем у других детей.

 

Понравилась статья? Делитесь с друзьями в соцсетях